Подросток и вредные привычки
Репродуктивное здоровье — это возможность родить здоровых детей и иметь доставляющую удовлетворение и безопасную половую жизнь.
Современной Молодости свойственна бесшабашность и пренебрежительное отношение к собственному здоровью. Круговорот вечеринок, беспорядочные половые связи и вредные привычки могут напрямую привести к печальным результатам: здоровые молодые люди, в самом расцвете сил так никогда и не станут родителями. Среди
факторов, снижающих фертильность (способность зрелого организма производить потомство) большую роль играют вредные привычки, наносящие существенный ущерб здоровью. Остановимся на них подробнее.
Курение
Курение оказывает пагубное воздействие на репродуктивную функцию женщины, причем пассивное курение не менее опасно, чем курение активное. Исследования, проведенные канадскими учеными, показывают, что вдыхание дыма тлеющей сигареты столь же вредно для женщин, проходящих лечение бесплодия, как и само курение.
Но не одни женщины страдают от никотина. Токсичные вещества, содержащиеся в табачном дыме, влияют на все слагаемые детородной функции. Курение сказывается и на способности мужчин к зачатию ребенка, поскольку никотин существенно снижает либидо, причем даже у молодых людей в возрасте от 20 до
30 лет. Мужские половые клетки -сперматозоиды обновляются каждые три месяца, а вот женские половые клетки — своего рода долгожители. Их жизнь исчисляется годами (12-55). За это время они накапливают много токсических веществ, в том числе и компонентов табачного дыма. В какой-то мере о самозащите организма позаботилась природа: половые клетки, отравленные токсинами, теряют способность к оплодотворению. Но такая самозащита часто оборачивается серьезными последствиями: бесплодие среди женщин, выкуривающих десять и более сигарет в день, встречается в двое чаще, чем среди некурящих. У курильщиц в два раза чаще, чем у некурящих, рождаются мертвые дети.
Курение может стать причиной бесплодия у женщин и на три года приближает наступление менопаузы. Ученые установили, что содержащиеся в табачном дыме полициклические ароматические углеводороды запускают процесс гибели яйцеклеток. Курящие женщины вредят не только своему здоровью, но и повышают риск развития бесплодия у будущих сыновей.
Алкоголь
В 40% причиной мужского бесплодия является злоупотребление алкоголем. Например, курение может вызвать нарушения менструального цикла у женщин, а неумеренное употребление алкоголя — повлиять на образование сперматозоидов у мужчин. Сочетание нескольких факторов риска может способствовать снижению фертильности. Поэтому изменение определённых привычек автоматически повышает шансы на достижение беременности.
Злоупотребление алкоголем — причина импотенции. Вредное влияние алкоголя на половые железы (яички, предстательную железу) также хорошо известно. В опытах на животных хроническая алкоголизация вызывала жировое перерождение и атрофию половых желез. Эти изменения, как правило, ведут к понижению или полному угасанию половой потенции.
Несомненно, разрушающее влияние алкоголя на центральную нервную систему также способствует развитию импотенции. Существенную роль при этом играют такие последствия хронического алкоголизма, как неврозы, депрессивныесостояния, эмоционально-волевая неустойчивость, неуверенность в своих силах, состояние тревоги и т.п.
Наркотики
Почти все наркотики являются мутагенами — веществами, способными изменять генетическую информацию. Так что их употребление существенно влияет на потомство и часто становится причиной врожденных уродств и аномалий развития, причем проявиться это может не только в следующем поколении.
Согласно многочисленным работам современных сексологов и психологов, наркотическая интоксикация приводит первоначально к быстрому подъему сексуальности — неконтролируемому влечению, а затем половое влечение гаснет и его чрезвычайно трудно восстановить. Важно отметить, что употребление любого вида наркотиков сопровождается необратимыми изменениями в половых железах, угасанием полового влечения. Трагедия развертывается исключительно быстро, человек может впредь не принимать наркотики, а восстановить функцию половых желез удается не сразу и не всегда.
Берегите свое здоровье, крепкое здоровье — это основа Вашей полноценной и счастливой жизни!
Детский травматизм
Травмы, отравления и другие воздействия внешних факторов в течение последних пятнадцати лет находятся на третьем месте в структуре смертности после болезней сердечно-сосудистой системы и онкологических заболеваний. Ежегодно в Беларуси получают травмы более 750 тысяч жителей, из них около 120 тысяч – дети.
Что такое травма и травматизм?
Травма – это повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего фактора или воздействия (ушибы, ранения, механические, термические, химические, радиационные и др.).
Травматизм – совокупность травм, полученных при определенных обстоятельствах у одинаковых групп населения или контингента лиц, находящихся в одинаковой обстановке, условиях труда и быта за определенный отрезок времени (месяц, квартал, год и т.п.).
В зависимости от места получения травмы различают несколько видов травматизма:
— производственный – промышленный, сельскохозяйственный;
— непроизводственный – дорожно-транспортный, уличный, бытовой, спортивный, военный;
— детский травматизм – выделяется в отдельную категорию. Он вызывает особую тревогу. Дети получают тяжелые травмы, увечья и даже гибнут будучи дома, играя во дворе, на стадионах, в школах, в дорожно-транспотрных происшествиях.
Наиболее травмоопасные места для детей
Наибольшее количество травм дети получают: в бытовых условиях — около 60%;
на улице (в транспорте, и вне его) – около 15%;
во время занятий спортом – 9%;
в школе – около 8%.
По степени тяжести:
на легкие повреждения приходится наибольший процент (около 50-55%;
повреждения средней тяжести составляют около 30-32%;
тяжелые повреждения – 3-4%, причем часть из них со смертельным исходом.
Структура детского травматизма — по характеру повреждений может быть представлена следующим образом:
черепно-мозговые травмы – 35%; закрытые переломы – 29%; открытые переломы – 4,6 %;
ушибы, частичные надрывы связочного аппарата – 9,8%;
ожоги, отморожения – 8,9 %;
раны – 9,2 %;
прочие (электротравмы, утопление, укусы) – 3,5%.
Эти показатели детского травматизма существенно различаются в возрастных группах. Наиболее высокая смертность от несчастных случаев, по данным ЮНЕСКО, у детей в возрасте от 5 до 14 лет – до 50%, а в возрасте до 1 года смертность от травм составляет 4 % и сопоставима со смертностью от несчастных случаев в возрастной группе старше 65 лет.
У мальчиков травмы встречаются чаще (2/3 к общему числу), так как они менее управляемы и более подвижны в быту, школе, на улице и так далее.
Особенности детского травматизма в различных возрастных группах. Меры профилактики.
Для правильной организации и проведения мероприятий по борьбе с детским травматизмом необходимо учитывать особенности детского травматизма в следующих группах: грудного (до 1 года), преддошкольного (от 1 до 3 лет), дошкольного ( от 3 до 7 лет) и школьного (от 7 до 16 лет) возраста.
Дети грудного возраста находятся под наблюдением родственников или ухаживающих взрослых, поэтому виновниками происшедшего несчастного случая с грудным ребёнком являются взрослые.
Профилактическая работа среди взрослых должна быть поставлена так, чтобы организация ухода за ребенком полностью исключала возможность получения повреждений.
В преддошкольном возрасте в связи с увеличением активности ребенок в большей степени нуждается в наблюдении как в домашних условиях, так и в обстановке яслей – сада. В этом возрасте нередко появляются
частичные надрывы связочного аппарата в области локтевого сустава, а еще чаще – растяжения с ущемлением капсулы сустава между головчатым возвышением плечевой кости и головкой лучевой кости. Причиной этих повреждений являются резкое натяжение, подтягивание за руку в вертикальном направлении, резкое выдергивание за руку ребенка из лужи, грязи и при падениях. Старшие должны знать этот механизм травмы и по возможности поднимать ребенка без резких рывков.
Необходимо систематически проводить разъяснительную работу с обслуживающим персоналом и детьми.
В дошкольном возрасте большинство детей первую половину дня проводят в детском саду под наблюдением воспитателя, а вторую половину — в кругу своей семьи. Любознательность детей в этом возрасте беспредельна: они непоседливы, все время в движении, однако у них уже есть некоторый опыт соприкосновения с окружающей средой. Все же число ожогов вследствие недосмотра взрослых сохраняется еще на высоком уровне (до 26,2 %). Изменились только причины термических поражений: шалости во время приема горячей жидкой пищи, игры в помещениях, где приготовляется пища, проводится стирка белья, легкий доступ к спичкам и использование их в игре и т.п.
В весенне-летний период отмечается увеличение числа падений из неотгороженных и незащищенных сетками окон, с балконов и лоджий. Эта травма отличается наибольшей тяжестью и часто приводит к летальному исходу. Возрастает частота ссадин, ушибов, переломов, повреждений органов грудной и брюшной полостей, черепно-мозговой травмы, полученных во дворах, на лестничных клетках, на улице при падениях и автотравмах.
Профилактические мероприятия, направленные на снижение травматизма у детей в дошкольном возрасте, состоят в проведении разъяснительной работы с родителями, воспитателями и сотрудниками детских садов. Необходимо добиться того, чтобы лестничные пролёты и открывающиеся окна были недоступны детям, создать
специальные игровые площадки для детей во дворах, но обязательно под контролем старших.
С поступлением детей в школу им предоставляется большая самостоятельность, и травматизм среди них отличается значительным разнообразием. Многообразие травматизма связано также с особенностями психического и физического развития детей в возрасте от 7 до 16 лет.
В школьном возрасте резко возрастает количество травм. Нередко дети начинают проводить опыты с различными взрывоопасными и легковоспламеняющимися веществами. Желая показать свою ловкость и силу перед окружающими, они пренебрегают страховкой при выполнении упражнений на спортивных снарядах.
Причиной повреждений от транспорта являются нарушения элементарных правил поведения на улице. Из всех видов детского травматизма транспортный
приводит к наиболее тяжёлым повреждениям, иногда со смертельным исходом.
Особого внимания заслуживает травматизм при езде на велосипедах; на старшую школьную группу приходится половина всех повреждений. Характер травм разнообразен: от лёгких ссадин при падении до крайне тяжёлых сочетанных повреждений, в ряде случаев заканчивающихся смертью. Непосредственной причиной этих тяжёлых увечий являются наезды и столкновения с движущимся транспортом.
Заметно увеличилось число травм во время учебно- производственной деятельности в связи с внедрением в школах производственного обучения. Этот вид
травматизма чаще всего обусловлен неисправностью оборудования, инструментов, недостаточным овладением правильными приёмами обращения с ними, нарушениями техники безопасности.
Значительное количество травм дети получают на уроках физкультуры.
Избежать травм у детей школьного возраста, прежде всего мальчиков во время физкультуры, можно при условии повышения ответственности школы за безопасность детей, соблюдения мер безопасности, построения программы занятий с таким расчетом, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а находились под постоянным контролем учителя.
Взрослым необходимо всегда помнить, что в их руках находится здоровье и жизнь детей. Подарим же им действительно счастливое детство, без травм и лишних обращений к врачам!
Рациональное питание детей
Из всех многочисленных условий, обеспечивающих жизнедеятель- ность детского организма, особое значение придается питанию.
Что же такое питание? Питание – это совокупность процессов, связанных с потреблением пищевых веществ и усвоением их в организме, благодаря чему обеспечивается нормальное функционирование организма и поддержание здоровья.
Рациональное, или правильное питание – это такой способ питания, при котором итогом этого процесса является укрепление и улучшение здоровья, физических и духовных сил человека, предупреждение и лечение заболеваний и т.п. Одним словом, рациональное питание – это здоровое питание.
Известно, что ребенок школьного возраста затрачивает в сутки более 2000 килокалорий. Здоровое питание в детском возрасте необходимо не только для образования энергии, но также служит источником тепла, способствует устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям.
Что же нужно для полноценного питания ребенка?
Прежде всего, питание должно:
— Содержать необходимые для организма вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду, в достаточных количествах и в определенных соотношениях.
— Должно быть разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения.
— Доброкачественным — не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов.
— Достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости.
Полноценное, сбалансированное питание предусматривает содержание в рационе всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных вещи, витаминов.
Характеристика основных компонентов пищи
Белки – занимают особое значение, гак как без них не может осуществляться построение основных элементов органов и тканей. Они не могут быть заменены другими пищевыми веществами. Недостаток белков влияет на функцию головного мозга, и на работу иммунной системы организма.
Животный белок содержит незаменимые аминокислоты и находится только в продуктах животного происхождения: молоко, сметана, творог, мясо, рыба, яйца.
Растительные белки содержатся в хлебе, крупе, овощах. В питании детей должно быть 75% белков животного происхождения и 25%- растительного.
Жир – это источник энергии, принимает участие в обмене веществ, способствует выработке иммунитета. С раннего возраста дети должны получать растительные масла, так как они богаты полиненасыщенными жирными
кислотами. Недостаток приводит к снижению массы тела, возникновению кожных заболеваний, к снижению защитных сил организма от радиактивных веществ, ведет к развитию атеросклероза. 1/3 часть растительного масла должна идти в сыром виде. Лучше использовать нерафинированное растительное масло.
Углеводы – основной источник энергии, способствует усвоению в организме белков и жиров. Содержатся в свекловичном, тростниковом сахаре, меде, ягодах, фруктах. Они быстро усваиваются в организме и обеспечивают поддержание сахара в крови. Сложные углеводы содержатся в муке, картофеле, овощах в виде крахмала.
Избыточное количество углеводов ведет к нарушению обмена веществ.
Большое значение в рационе питания имеет вода, так как без нее не могут идти жизненные процессы. В сутки для ребенка необходимо около полутора литров воды.
Минеральные вещества
Полезная и разнообразная пища немыслима без минеральных веществ. Это — кальций, фосфор, магний, железо, калий, натрий. Они входят в состав всех клеток и тканей организма, участвуют в обмене веществ, активизируют ферментные вещества.
Кальций – при недостатке в организме ребенка солей кальция, фосфора и витамина D нарушается развитие костной ткани, замедляются процессы роста. Нарушение фосфорно-кальциевого обмена влечёт за собой развитие рахита, кариеса зубов, может привести к ломкости костей. Кальций и фосфор содержится в молоке и кисломолочных продуктах, рыбе, яйцах бобовых и т.д.
Йод – организме человека йод необходим для построения гормонов щитовидной железы. При недостатке йода у детей наблюдается снижение умственного, физического и полового развития, интеллектуальных способностей, памяти. При значительном дефиците йода заболевания становятся более серьезными, вплоть до кретинизма. Для борьбы с возникновением йодной недостаточности необходимо использовать йодированную поваренную соль, морепродукты (морскую рыбу, морскую капусту, креветки, кальмары), грецкие орехи и другие продукты, содержащие йод.
Железо – играет огромную роль в процессах кроветворения, является составной частью гемоглобина. Наибольшее количество железа содержится в свинной и говяжьей печени, овсяной крупе, рыбе, зелени, изюме.
Минеральные вещества входят в состав продуктов питания, поэтому при рационально организованном питании нет надобности вводить их дополнительно. Из числа минеральных солей только хлорид натрия приходится добавлять в пищу, особенно растительную, так как растения бедны хлоридом натрия. Средняя
ежедневная потребность детей в поваренной соли – 8-10 грамм. Разнообразное питание детей включает достаточное количество молока и молочных продуктов, фруктов, овощей, которые обеспечивают потребность растущего организма в минеральных солях при нужном их соотношении.
Витамины
В суточном рационе должно быть достаточное количество всех витаминов. Витамины необходимы для нормального течения биохимических реакций в организме, усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей. Овощи, фрукты, ягоды являются богатым источником минеральных солей и витаминов. Однако в процессе кулинарной обработки эти вещества в значительной мере утрачиваются. Поэтому детям следует давать больше овощей, фруктов и ягод в сыром виде и обогащать витаминами готовые блюда, добавляя в них сырые соки и зелень.
Основные принципы рационального питания учащихся:
— Оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров,
углеводов).
— Белки должны составлять около 14%, жиры-31% и углеволы-55% общей калорийности рациона. Содержание незаменимых компонентов: белков животного происхождения — 60% , растительных жиров — 20%-30% от суточной нормы.
— Наиболее оптимальным режимом питания учащихся в течение дня считается четырехкратный прием, пищи с интервалом между приемами 3,5-4 часа. Ужинать желательно не позднее, чем за 3 часа до сна.
— Завтрак школьника должен составлять 20%, обед — 35% от соответствующей возрастной суточной потребности в пищевых веществах и энергии.
— Для детей шести летнего возраста и посещающих группы продленного дня в общеобразовательных школах рекомендуется трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник). При этом полдник составляет 10% суточной калорийности рациона.
Выполнение трех основных правил рационального питания: разнообразия, умеренности и правильного режима поможет сохранить здоровье ребенка.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПОДРОСТКОВ
По определению Всемирной организации здравоохранения, подростковым считается возраст от 10 до 19 лет. В этот период в организме происходят изменения, характерные для взрослого человека, и очень важно правильно подготовить подростка к происходящим с ним переменам.
У мальчиков в 12-14 лет отмечается скачок роста, многие вырастают на 10 см в год. Повышается возбудимость нервной системы, характерно состояние физической и эмоциональной неловкости. Происходит половое созревание, появляется интерес к девочкам.
У девочек половое созревание начинается на несколько лет раньше, с 10-11 лет: меняется внешность, удлиняются ноги, после 13 лет — туловище. В 10-11 лет развиваются молочные железы, в 11-14 лет появляются первые менструации.
В период полового созревания из-за изменений в работе эндокринной системы повышается активность сальных желез, что приводит к появлению на коже угрей и фурункулов. С началом роста волос в подмышечных впадинах усиливается выделение пота, возникает специфический запах. Свести к минимуму возникающие проблемы помогает тщательное соблюдение правил личной гигиены.
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил поведения человека в быту и ежедневной деятельности. Она включает уход за телом, гигиену одежды, обуви и жилища.
Гигиена тела включает уход за кожей, волосами, ногтями, зубами и полостью рта, интимную гигиену.
Для поддержания чистоты тела в период повышенной активности сальных и потовых желез следует регулярно (желательно – два раза в день) принимать теплый душ и обязательно мыть ноги с мылом. Чтобы предупредить запах пота, после душа надо использовать дезодорант, предварительно насухо вытерев кожу. Если в подмышечных впадинах есть воспаление или повреждение кожи, наносить
средства от пота нельзя – это только обострит проблему. При пользовании дезодорантом надо знать, что его нельзя использовать повторно через несколько часов.
Иногда при излишнем употреблении в пищу рыбы, печени, яиц, бобовых (которые содержат много холина) от тела или изо рта может появиться неприятный «рыбный» запах, избавиться от которого можно, ограничив эти продукты в своем рационе.
Интимная гигиена подразумевает уход за кожей в области половых органов и паховых складок.
Мальчикам для ухода за половыми органами надо пользоваться теплой водой (горячая вредна для нормальной работы яичек) с мылом или специальными средствами для интимной гигиены. Мыло лучше использовать без ароматических добавок, так как некоторые из них могут раздражать кожу.
Девочкам следует подмываться не реже двух раз в день (утром и вечером) теплой проточной водой аккуратными движениями спереди назад. Использовать туалетное мыло нежелательно, лучше применять специальные гели. Для интимной гигиены надо иметь отдельное полотенце. Нижнее белье необходимо менять ежедневно. При физиологических выделениях из половых органов рекомендуется использовать ежедневные гигиенические прокладки. Во время менструаций лучше пользоваться специальными прокладками с высокой степенью впитывания выделений, которые следует менять несколько раз в день. Если менструация началась, а прокладки с собой нет, можно воспользоваться чистым носовым платком или туалетной бумагой. В этот период надо чаще принимать душ (несколько раз в день), обмывая тело с мылом.
В 12-14 лет, когда под влиянием гормонов активируется деятельность сальных желез, на лице может появиться угревая сыпь, связанная с закупоркой их протоков. При загрязнении кожи или механическом удалении (выдавливании) угрей нередко развивается воспаление, образуются уплотнения и гнойнички. Глубокие угри и уплотнения часто заживают с образованием плохо поддающихся лечению рубцов.
Уменьшить угревые высыпания можно за счет изменения рациона питания, в котором необходимо ограничить употребление животных жиров и углеводов, копченостей, вареных колбасных изделий, маринадов, сладостей.
Очень важно регулярно очищать кожу. Умываться следует прохладной водой с мылом (желательно, детским) или специальными средствами для проблемной кожи. Можно использовать лосьоны и дезинфицирующие средства. Хороший эффект дает протирание кожи салициловым спиртом несколько раз в день. Если справиться с угревой сыпью не удается, необходимо обратится к врачу-дерматологу, который назначит подходящее лечение.
Состояние и красота волос зависит от многих факторов. Их повреждению и выпадению способствуют стресс, курение, малоподвижный
образ жизни, привычка ходить без головного убора в холодное время года (все то, что влияет на кровоснабжение, питание волосяных луковиц). Повышенная активность сальных желез в подростковом возрасте также становится причиной быстрого загрязнения волос, которые в этот период нуждаются в специальном уходе.
Мыть голову лучше всего 1-2 раза в неделю. Слишком частое мытье раздражает кожу, из- за чего может появиться перхоть, себорея. Температура воды должна быть около 35ºС, так как горячая вода стимулирует деятельность сальных желез и волосы загрязняются гораздо быстрее. Шампуни следует выбирать в соответствии с типом волос (для жирных волос, против перхоти) и намыливать голову дважды (при первом намыливании смывается пыль и грязь, а при втором — моются непосредственно волосы). После каждого намыливания волосы необходимо тщательно промывать теплой проточной водой. После мытья полезно ополаскивать волосы травяными отварами (для жирных волос — смесь ромашки и крапивы в равных пропорциях; для сухих — ромашки и мальвы). Щетку для расчесывания также надо подбирать в соответствии с типом волос. Тонкие и поврежденные требуют мягкой щетки из натурального материала; чем волосы жестче, тем тверже должна быть щетка.
В подростковом возрасте юноши сталкиваются с новым для себя видом ухода за лицом – бритьем. Перед этой процедурой надо тщательно умыться и равномерно нанести (ладонями или кистью) на область сбривания специальную пену или гель. Станок для бритья должен быть индивидуальным, острым и чистым, а движения – плавными и осторожными. Чтобы на коже не возникало раздражение, следует использовать специальные средства после бритья, которые не только смягчают, но и дезинфицируют кожу.
Уход за полостью рта и зубами — важный атрибут культуры человека. Чистить зубы нужно два раза в день, утром и вечером. Использовать лучше гигиеническую зубную пасту, но если имеются какие-либо проблемы, врач-стоматолог может порекомендовать специальные лечебно-профилактические пасты. Зубную щетку выбирают по размеру
и жесткости щетинок; для очищения межзубных промежутков можно воспользоваться зубной нитью (флюсом). После каждого приема пищи необходимо полоскать рот, для профилактики кариеса можно также жевать жевательную резинку, но только без сахара.
В переходном возрасте одежда и обувь приобретают особое значение: желание выделиться, обратить на себя внимание сверстников заставляет подростков следить за новинками моды, поэтому очень важно, чтобы в погоне за имиджем учитывались требования гигиены.
Одежда предпочтительна из натуральных тканей, не сковывающая движений. Она обязательно должна соответствовать времени года и погодным условиям.
Девочкам-подросткам не рекомендуется надевать тугие бюстгальтеры и пояса, которые затрудняют кровообращение, приводя к недоразвитию железистой ткани молочных желез, расширению вен и появлению отечности. Начинать носить бюстгальтер следует, когда молочные железы уже достаточно сформировались. Мальчикам-подросткам нельзя постоянно носить тесные плавки и плотно облегающие джинсы, так как
они нарушают нормальную работу половых желез и могут привести со временем к возникновению мужских проблем (вплоть до бесплодия).
Нижнее белье надо выбирать из натуральных материалов, обеспечивающих необходимый воздухообмен, и менять его ежедневно.
Обувь надо подбирать строго по размеру ноги: если она тесна — задерживаются процессы роста, ноги быстро устают и болят; если излишне свободна – неизбежно возникают потертости. При всей красоте обуви на высоком каблуке надо знать, что она вредна, так как не соответствует строению стопы и нарушает формирование костей таза. Оптимальная высота каблука составляет 4-5 см. Такой каблук не только соответствует физиологическим особенностям стопы и движений, но и создает необходимую амортизацию при ходьбе.
Уход за собой очень важен для каждого человека, но настоящая красота, гармония и успех невозможны без полноценного отдыха. Приучите себя спать не менее 8 часов в сутки, предварительно хорошо проветрив комнату. Постель должна быть не слишком мягкой и теплой, ночное белье – свободным и легким.
Кажется, все, что Вы прочли – хорошо известные истины, но они проверены временем. Ведь соблюдение элементарных правил личной гигиены – это не только способ сохранить здоровье, но и возможность легко наладить личные контакты со сверстниками, добиться успеха в жизни.
За последние десятилетия значительно возросло число людей, страдающих нарушениями зрения: на конец 2012г. свыше 285млн. жителей нашей планеты страдают от нарушений зрения, у 45 млн. из которых слепота и 246 млн. имеют пониженное зрение.
К сожалению, из общего количества людей, нуждающихся в коррекции зрения, число детей и подростков из года в год возрастает.
Беларусь в этом вопросе не исключение. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость, к концу начальной школы — 6-8% , к выпускному классу — 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.
ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ РАСПРО- СТРАНЕННЫЕ ГЛАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Нарушение зрения – состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды (величина, форма, цвет и т.д.).
Наиболее распространенные нарушения зрения у детей — спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных – близорукость и спазм аккомодации встречаются чаще всего.
Спазм аккомодации глаза — это патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком рас- стоянии.
Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.
Близорукость (миопия) – как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком рас- стоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению по оси. В результате этого ухудшается зрение вдаль.
Основные её причины:
Наследственность – если оба родителя близоруки, у детей вероятность появления близорукости возрастает.
Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.
Перенапряжение глаз — длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.
Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы — это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует увеличению близорукости.
Дальнозоркость – в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, причем, чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.
Астигматизм – это такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при ко- тором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например после травм или перенесенного воспаления роговицы).
Косоглазие — положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску — расходящимся, вверх или вниз — вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.
Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундуслинзой), определении рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе), других обследованиях.
Лечение назначает врач после установления точного диагноза. В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение.
Главная цель при этом – приостановить ухудшение зрения, а при возможности и полностью восстановить его.
Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача — предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеро- пластики при близорукости состоит в прекращении или замедлении прогрессирования миопии.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ
Если астигматизм, дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить.
Во избежание развития проблем со зрением у детей и подростков родители должны тщательно следить за здоровьем своего ребёнка, выполняя следующие рекомендации по профилактике различных глазных заболеваний:
Осуществлять посещение ребёнком офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью и выполнять все предложенные рекомендации, особенно касающиеся очко- вой коррекции или подбора контактных линз.
Укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе в хорошо озелененной местности.
Следить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
Выделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы мощностью не менее 60-100Вт; исключить использование лампы дневного света.
Свет в комнате должен быть мягким, не оказывать слепящего действии; потолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель так же светлых тонов.
Во время письма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.
Зрительное рабочее расстояние при чтении и письме — не более 30-35см; бума га для письма иметь светлый цвет, стержень – тёмный.
Выполнение домашних заданий для детей 1-2 классов по времени не должно превышать 1,5-2 часа, 3-4 классов — не более 2 часов, а старшеклассников — не более 3-4 часов.
Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы; желательна в этот период и в школе и дома гимнастика для глаз в течение 5-7 минут из следующего комплекса упражнений:
Первое упражнение: голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз).
Второе упражнение: медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой стрелки (по 5 раз).
Третье упражнение: сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз).
Четвертое упражнение: легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).
Приступать к подготовке домашнего задания примерно через 2 часа после окончания уроков в школе.
Просмотр телевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2-2,5 метра; продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста — один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа.
Контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах.
Строго придерживаться следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером: учащимся начальных классов — 15 минут; 5-7 классов — 20 минут; 8-9 классов — 25 минут; 9-10 классов — 40 минут; 11 классов — не более 3 часов.
Обеспечить правильное сбалансированное питание ребенка как дома, так и в школе. Полезно мясо, рыба, печень, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты. Не увлекаться мучными изделиями, ограничить слишком соленую и сладкую пищу, полуфабрикаты, копчености.
Педагогический аспект профилактики заключается:
– в контроле за соблюдением ребенком данных ему рекомендаций по рассадке, очковой коррекции, двигательной активности;
– осуществлять контроль за осанкой ученика, сидящего за партой (недопущение развития синдрома склоненной головы и искривления шеи) и за правильной рассадкой детей в классе.
Рассадка осуществляется исходя из остроты зрения и наличия очковой коррекции. При снижении зрения и отсутствия очковой коррекции ученик должен сидеть не далее третьей парты. При достаточной остроте зрения в очках или линзах ребенок может сидеть дальше третьей парты.
Помните! Зрение – бесценный дар природы. Беречь и сохранять его надо с самого раннего детства!
ПОДРОСТКОВЫЙ АЛКОГОЛИЗМ
На протяжении последних десятилетий ученые всего мира все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение – детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними.
Эта проблема сегодня актуальна для многих стран мира; она продолжает оставаться одной из самых социально значимых и для Беларуси. Не уменьшается число подростков, состоящих на учете в столичном наркологическом диспансере по причине алкогольной зависимости; их количество превышает 5000 человек.
Что такое алкоголизм?
Алкоголизм – это хроническое заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической и физической зависимости.
Доза спиртного в организме взрослого свыше 4,5 промилле считается реальной угрозой для жизни,0,5 промилле – алкогольное опьянение. Для подростков эти цифры значительно ниже. Ежегодно десятки тысяч людей гибнут от алкогольной передозировки, более32 тысяч преступлений совершается в алкогольном опьянении, около 80 тысяч пьяных водителей задерживаются ГАИ, свыше 60% ДТП совершается по вине пьяных водителей.
Причины приобщения подростков к алкоголю
Алкоголиками не рождаются. Ими становятся. И тому способствует множество разнообразных причин.
В отношении детей и подростков на первое место изначально можно поставить такие, как:
v любопытство – желание попробовать все самому и ощутить действие алкоголя;
v стремление почувствовать себя взрослым;
v для утверждения в группе сверстников;
v облегчения общения с другими ребятами;
v устранения страха перед каким-то важным на взгляд подростка действием (знакомство
с девочкой, первый поцелуй и т.д.);
v для снятия напряжения, смелости;
v от скуки и т.д.
Другой группой причин является психологическая, т.е. совокупность мотивов,
побуждающих к употреблению спиртных напитков, это:
v трудности приспособления к условиям окружающей среды;
v конфликт с окружением;
v неудовлетворенность своим положением, одиночество, непонимание окружающими;
v осознание (самовнушение) своей неполноценности в чем-либо или с кем- либо.
Биологические факторы – играют определенную роль в образовании алкогольной зависимости. Наследуется биологическая предрасположенность, на почве которой может развиться болезненная зависимость. На основании исследований пришли к выводу, что у 60% зависимых от психоактивных веществ лиц (алкоголь, наркотики и т.п.), их ближайшие родственники страдали зависимостью. Многие пристрастились к алкоголю под влиянием ближайших родственников, товарищей и знакомых.
Психические факторы — у подростков, злоупотребляющих алкоголем, чаще встречаются такие патологические отклонения, как:
o задержка психического развития;
- врожденные формы слабоумия;
- невротические реакции;
- патологические расстройства поведения;
- остаточные явления травм головного мозга.
- низкий духовный и культурный уровень;
- нездоровый образ жизни;
- отсутствие или недостаточность трезвеннических установок;
- слабость волевых качеств личности на фоне алкогольного влияния и традиций ближайшего окружения.
К алкоголизму и пьянству также приводят:
Особенности употребления алкоголя подростками
Как правило, подростки постепенно втягиваются в процесс приобщения к спиртному и проходят несколько стадий:
- начало употребления в компании «безобидных» и «безалкогольных» легких напитков (пиво разной крепости);
- постепенный переход к крепким напиткам
- частое употребление алкоголя в больших дозах;
- отсутствие выраженных соматических последствий употребления алкоголя;
- отрицание наличия проблем, связанных с употреблением алкоголя;
- негативное отношение к предложению начать лечение.
Признаки заболевания алкоголизмом
Ни один потенциальный алкоголик, а тем более подросток, начавший пить, не согласится с тем, что он попал в зависимость от спиртного. Но об этом красноречиво свидетельствуют скрытые и открытые признаки. Это:
- непреодолимое желание принять алкоголь;
- потеря контроля над количеством выпитого;
- рост толерантности к алкоголю (употребление больших доз алкоголя);
- высокий приоритет употребления алкоголя по сравнению с любыми другими видами деятельности и обязательствами;
- Токсическое воздействие алкоголя, прежде всего, сказывается на деятельности нервной системы.
- Нарушается работа сосудов головного мозга: происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия.
- Частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.
- Второй «мишенью» алкоголя является печень. При систематических употреблениях спиртных напитков развивается цирроз печени. Действие алкоголя на печень подростка более разрушительно, чем у взрослых, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования.
- Спиртные напитки — «разъедают» слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока, что затрудняет процесс пищеварения, происходит резкое истощение организма с потерей веса.
Вред здоровью, наносимый алкоголем
Алкоголь ухудшает течение всех заболеваний. Сокращает продолжительность жизни на 10-15 лет. Провоцирует самоубийство на почве алкогольного психоза.
Лечение подростков, злоупотребляющих алкоголем, сводится к медикаментозной терапии и психотерапевтической помощи.
Меры профилактики алкоголизма у подростков
Защита подрастающего поколения от пагубного влияния алкоголя возможна при проведении комплекса воспитательных, санитарно-просветительных, ограничительных и медицинских мероприятий.
- Главное – изменить у всего населения отношение к алкоголю, создать трезвеннические установки и мотивацию к здоровому образу жизни.
- Выявление на самых ранних этапах в подростковом и даже детском возрасте предрасположенных к алкоголю людей и постоянное внимание к ним.
- Информирование детей, подростков и взрослых об особенностях алкоголя, его опасных последствиях для здоровья, поведения и жизни.
- Обучение навыкам сопротивления в ситуациях, связанных с употреблением алкоголя, риском развития зависимости и рецидива.
В случаях возникновения любых проблем с алкоголем, следует, не теряя времени, обращаться за консультациями и помощью к специалистам.
Фельдшер–валеолог Н.Ф. Бородина
Больше на "ГОСКБ"
Subscribe to get the latest posts sent to your email.