19 сентября – День здоровья школьников.Профилактика нарушения зрения

Спазм аккомодации, или ложная близорукость– функциональное нарушение зрения, обусловленное длительным спастическим сокращением цилиарной мышцы, продолжающимся в условиях, когда фокусировка вблизи не требуется.  В переводе с латинского «аккомодация» означает «приспособление». В офтальмологию этот термин вошёл как обозначение способности глаза к одинаково чёткому восприятию объектов, расположенных в поле зрения на разных расстояниях. Спазм аккомодации является одним из наиболее частых заболеваний в детской офтальмологии и занимаюет  второе место после близорукости…

По статистике, спазмом аккомодации страдает 15% детей школьного возраста. До определенного момента спазм аккомодации является обратимым, однако длительно некорригируемая ложная близорукость со временем может перейти у детей в истинную близорукость.

В спокойном состоянии глаз настроен на зрение вдаль. При этом аккомодация обеспечивается мышцами, находящимися в расслабленном состоянии. При переводе же взгляда на ближние объекты происходит сокращение ресничной мышцы (цилиарной) с одновременным расслаблением цинновых связок. Следствием этого становится увеличение кривизны поверхности хрусталика – эластичного прозрачного элемента глаза, отвечающего за фокусировку световых лучей на сетчатке.  Когда отпадает необходимость в аккомодации на ближайших объектах, ресничная мышца расслабляется, преломляющая сила ослабевает, глаз фокусируется на бесконечности. Аккомодация вдаль также называется дезаккомодацией.

Аккомодация в условиях сумерек осуществляется несколько иначе. В темноте глаз видит лишь на коротких дистанциях; дезаккомодация «не срабатывает», зрительная система стремится максимально использовать имеющийся уровень освещенности и фокусируется на ближайших объектах. В таких условиях у человека с рефракционной аномалией гиперметропия (дальнозоркость) уменьшается на 2,0 диоптрии, а близорукость в той же степени увеличивается. Нормальное же зрение ведёт себя как близорукое.

Спазм аккомодации может развиться по следующим причинам:

  • превышение допустимых зрительных нагрузок (чтение, просмотр телевизора, работа за монитором, шитьё и другие виды деятельности, требующие постоянного зрительного сосредоточения);
  • привычно-недостаточная освещённость рабочего места;
  • не правильный режим дня, те или иные перекосы в графике работы и отдыха;
  • слишком близкое расстояние от рабочей поверхности до глаз (зачастую это допускается недостаточно внимательными родителями, когда мебель, т.е. рабочий стол и стул, не соответствует росту ребёнка);
  • вредная привычка при чтении располагать книгу слишком близко к глазам;
  • нарушения осанки, связанные со слабостью шейного отдела и мышечного корсета спины;
  • проблемы кровоснабжения в шейном отделе позвоночника;
  • общий дефицит физической активности.

Спазму аккомодации наиболее подвержены дети и молодые люди. Обусловлен такой спазм функциональными нарушениями в цилиарном теле, что приводит в ослаблению зрения как вблизи, так и вдаль. Спазмированная цилиарная мышца пребывает в состоянии аккомодирующего напряжения даже в тех ситуациях, когда требуется её расслабление. Развитию спазма аккомодации особенно способствуют учебные перегрузки; именно поэтому данный тип нарушений встречается преимущественно у школьников и студентов. Согласно результатам статистических исследований, у каждого шестого учащегося выявляются нарушения аккомодации, обусловленные мышечным спазмом.

Паралич и парез (частичный паралич) аккомодации может быть также следствием травм и действия токсинов. Кроме того, этот тип аккомодационных нарушений зачастую провоцируется нейрогенными факторами. При этом степень близорукости может не измениться или увеличивается несущественно, а вот острота нормального и пресбиопического зрения падает на ближних дистанциях. В любом случае параличи и парезы приводят к сокращению аккомодационных резервов и снижению общего объёма аккомодационных возможностей.

Симптомы спазма аккомодации

Признаки ложной миопии:

  • работа на близком расстоянии вызывает быстрое утомление;
  • веки и склеры при зрительных нагрузках краснеют, ощущается жжение и зуд;
  • падает острота зрения вблизи, дальние объекты также видятся расплывчатыми или двоятся;
  • снижается работоспособность и успеваемость в учёбе;
  • систематически возникают головные боли, особенно после зрительного напряжения.

Зачастую начавшиеся изменения длятся и прогрессируют годами. Самим человеком они воспринимаются как естественный процесс возрастной перестройки, хотя реальная причина может крыться в физиологических зрительных нарушениях, вполне поддающихся коррекции.

Профилактика и лечение спазма аккомодации

Ложная близорукость при отсутствии адекватного лечения и коррекции приводит к развитию истинных органических нарушений. Постоянный спазм препятствует нормальной васкуляции (кровоснабжению) цилиарной мышцы, вследствие чего она ослабевает. Таков механизм развития, в частности, хориоретинальной дистрофии при функциональной аккомодационной слабости. В настоящее время именно спазм аккомодации рассматривается как основная причина детской близорукости (сначала ложной, а затем истиной миопии).

Упражнения при ложной близорукости

Гимнастика для глаз, направленная на тренировку аккомодации, в первую очередь включает в себя фокусировку взгляда на равноудаленных предметах.

Наиболее популярным упражнением является так называемая «метка на стекле», заключающееся в следующем:на оконное стекло крепится метка (размерами около 5 мм), это может быть небольшая наклейка или пятно, нарисованное маркером или любым другим подручным средством. После этого необходимо отойти на 0.5 метра от стекла и находит на улице (за этой меткой) удаленный предмет (дерево, здание и т.д.), затем нужно поочередно переводить взгляд с указанного дальнего ориентира на метку.Упражнение выполняется 10-20 раз за «подход к окну». В течении дня необходимо повторить гимнастику 3-5 раз. Это позволяет разработать спазмированную аккомодационную мышцу глаза.

Упражнение с листом бумаги. Пациенту рекомендуется расположиться возле окна и прикрыть один глаз рукой. К другому медленно приближается лист с написанным на нем текстом. В момент потери фокусировки листок начинают отдалять. Затем то же проводится с другим глазом.

Расфокусировка. В течение нескольких минут пациенту следует попытаться «смотреть в никуда». При этом перед глазами появляется «пелена» и цилиарная мышца расслабляется.

Если зарядка проводится регулярно и в правильной последовательности, улучшение наступает уже спустя несколько дней от начала занятий. Комплекс упражнений рассчитан на оптимизацию остроты зрения. Человек начинает более четко видеть вблизи и лучше рассматривает отдаленные предметы. Устраняются явления сухости глазного яблока и болезненных ощущений в нем.

Врач-офтальмолог(заведующий отделением)

В.С.Гусева

ЗОЖ